Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Предыстория проекта «Анимоптикум»

Пожалуй, историю проекта «Анимоптикум» можно отсчитывать от конца июня прошлого года, когда я зачем-то неожиданно купил волшебный фонарь. Чтобы понять, как мне могло прийти это в голову, нужно знать предысторию, подобно тому, как нужно знать предысторию кино и анимации, чтобы лучше их понимать.

Мое художественное образование, а теперь преподавательская работа связана с Мастерской художественного проектирования под руководством Николая Селиванова. В работе Мастерской переплетены проектирование, рисунок и живопись, композиция и макетирование и, что важно, медиа и компьютерные технологии.

Ещё с детства я помню волшебные объекты и инсталляции Николая Селиванова, так или иначе задействующие оптику. Активно задействуя в них проекции, он даже изобрёл и запатентовал собственный способ получения изображения. Кроме того, в работе мы активно использовали фотографию, видео и компьютерную анимацию.

В 2006 году Мастерская художественного проектирования совместно с Третьяковской галереей запустили проект «next.tretyakovgallery.ru». По инициативе Николая Селиванова был проведён
образовательный цикл по истории, теории и практике медиа. Занятия в том числе вели
историк Анна Котомина, художник Андрей Суздалев, программист Виктор Костин.

Именно благодаря этому проекту я впервые близко соприкоснулся с историей медиа:
оптических игрушек и иллюзий, фотографии, звука и кино.

Ища в последствии информацию в интернете по оптическим игрушкам и предыстории кино и анимации, я неминуемо набредал на тексты проекта «next». Потому что их материал действительно уникален и некоторые имена, события, вещи больше нигде не встречаются на русском языке.

К 2007 году Николай Селиванов, существенно расширив и углубив материал, издал диск «Диафильм». Это одновременно серьёзное исследование истории кино и медиа и учебное пособие для самой широкой аудитории. В том числе оно включает обширный раздел по оптическим игрушкам и первым кинопроекционным аппаратам. В работе над этим диском уже участвовал и я, разработав оригинальный инструмент для создания покадровой
анимации «Праксиноскоп».

Ничуть не странно, что в 2008 году, когда меня пригласили провести курс анимации и мультимедиа в МГАХУ памяти 1905 года, я начал занятия с исторического введения и оптических игрушек. С тех пор я ежегодно веду там подобные занятия, развивая и улучшая их содержание.

В какой-то момент мне начало не хватать информации для удовлетворения любопытства и для ведения занятий. Тогда я начал активно покупать и читать англоязычные книги. Затем мне уже перестало хватать просто чтения текстов и рассматривания картинок — хотелось посмотреть, потрогать, покрутить и понять, как всё это работает.

Кроме того, в 2010 году во время одной из выездных практик мастерской, мы побывали в Музее оптики в Петербургском университете. Музей произвёл на меня неизгладимое впечатление. Там было море интереснейших вещей, которые можно было увидеть в работе, а в некоторые и поиграть. А об их истории и свойствах нам рассказывал сам вдохновитель музея – Сергей Константинович Стафеев, декан естественнонаучного факультета.

Только зная предысторию можно что-то по-настоящему понять. Так моя предыстория связана с учёбой у Николая Львовича и Татьяны Владимировны Селивановых, и история «Анимоптикума» — с Мастерской художественного проектирования и другими событиями.

А потом я купил волшебный фонарь, и понеслось…