Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Сюжет про ротоскопирование и оптические игрушки в передаче «Мультстудия» на канале «Карусель»

Смотреть выпуск №12 онлайн (начиная с 7-ой минуты)

Расшифровка

07:13

Диктор: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Золотая антилопа» — кому из нас незнакомы эти старые сказки? Многие поколения зрителей восхищались мастерством советских аниматоров, но мало кто догадывается, что всё дело в технике, которую они использовали. В отличие от других советских мультфильмов, героев этих историй играли живые люди. Как правило, на такие роли приглашали ведущих актёров того времени. Метры кинематографа порой сами придумывали походку, пластику, жесты для своих мультипликационных образов.

<…>

Но эта техника возникла задолго до того, как о ней узнали советские мультипликаторы. Её корни уходят в далекий 17-й век. Сначала о принципе обрисовки натуральной съёмки догадались художники, которые для зарисовок с натуры использовали камеру-обскуру. Благодаря встроенному внутрь неё зеркалу художники переносили свои пейзажи на бумагу, а как только появился так называемый волшебный фонарь — старинный проектор — этим сразу же воспользовались церковные служители.

Фёдор Михайлов [Мастер оптических игрушек]: В церкви перед алтарём возникала дымовая завеса, и прямо на дым посередине пространства проецировалось изображение ангелов и демонов, и сидящие в церкви люди верили, что это реальные сверхъестественные сущности.

Диктор: Все эти хитрые трюки однажды оказали влияние на целое направление в анимационном искусстве — ротоскопирование. Открыли его случайно: в 1915 году американец-клоун Дейв Флейшер решил отснять свои кульбиты на камеру, после чего, как и полагается, отнёс плёнку на проявку в фотостудию.

Наталья Кривуля [доктор искусствоведения, профессор кафедры режиссуры анимационного фильма ВГИК]: В те времена проявляли анимационную плёнку особым образом — с так называемым пережогом, чтобы не было видно серых тонов. Но автор фильма забыл предупредить проявителя, что на киноленте не фотографии, а документальное видео, и плёнку нечаянно засветили. Поначалу Флейшер решил, что так глупо испортил свою работу, но просматривая кино на экране, неожиданно разглядел слабо различимые силуэты. И тогда Дейв решил перевести свой, самого же себя реального, перевести в рисованный образ, и из этого вот приёма он изобрел аппарат, который он запатентовал.

Диктор: И назвал его ротоскопом. Аппарат позволял переводить обычную фотографию в анимационный образ.

26 ноября 2011