Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Сюжет про тауматроп и другие оптические игрушки в передаче «Мультстудия» на канале «Карусель»

Смотреть выпуск №14 онлайн (начиная с 21-ой минуты)

Расшифровка

00:48

Александр Олешко: Вращение с превращением. Игрушка, которая положила начало анимации. Как сделать её дома? Об этом вы узнаете только в нашей программе.

<…>

21:45

Диктор: У меня к вам следующий вопрос. Как вы думаете, что у меня сейчас в руках? О, слышу-слышу, правильно вы сказали, это — тауматроп. Ну, проще говоря, в переводе с греческого, это — чудовращалка. Почему её так назвали? Давайте узнаем из нашего следующего сюжета.

Лиза [участница мастер-класса]: Сначала мы делаем общий рисунок. Вот. Делаем две детали. В данном случае это цветок и бабочка.

Диктор: Школьница Лиза раскрыла секрет оптического фокуса. На отдельных круглых заготовках картона рисуем два разных изображения. Затем половинки склеиваем, так чтобы изображения оказались с обеих сторон. Вырезаем. А по бокам проделываем отверстия и пропустим сквозь них верёвочку. При быстром вращении рисунки совмещаются в один. Так птица попадает в клетку, а собака оказывается в будке. И вот у нас получилась волшебная вертушка, или тауматроп — самая простая в производстве оптическая иллюзия-игрушка.

Лена Макаренко: Здесь анимация в принципе состоит в иллюзии. Здесь нет какого-то движения, здесь есть просто фокус.

Диктор: Фокус, основанный на том, что человеческий глаз воспринимает картинку дольше, чем она видна перед ним, и поэтому две последовательные картинки совмещаются. Сейчас подобной иллюзией никого не удивить. В начале 19-го века такие игрушки демонстрировали на лекциях будущим врачам и физиологам, объясняя, как работает человеческий глаз. Сегодня взрослые раскрывают детям тайну устройства оптических игрушек, чтобы пытливые юные умы понимали простейшие принципы анимации.

Фёдор Михайлов:: Наш век — это век медиа. Мы окружены компьютерами, окружены телевидением, кино, но чтобы не быть обманутыми этими иллюзиями, нужно понимать, как они устроены.

Диктор: А началось искусство оптического обмана ещё в начале позапрошлого века, с обычного забора. Однажды один английский учёный, задумавшись, стал разглядывать сквозь деревянные колышки колесо проезжающей мимо телеги.

Фёдор Михайлов: Колесо за палками забора не видно полностью. Видны только его части, проходящие сквозь промежутки. И эти части образовывали уже совершенно другую картинку. Колесо как будто бы замерло, а спицы изогнулись.

Диктор: Подобная зрительная иллюзия лежит в основе всех оптических игрушек. Приборы устроены по принципу вращения. Закладывая внутрь через специальные прорези или при помощи зеркала, зрители видят оживающие картинки: чёртик вылезает из табакерки или пляшут человечки. В 19-м веке это было настоящим чудом. Тысячами копий игрушки разлетались по миру, развлекая детей и взрослых, а учёных подталкивали к новым открытиям.

Александр Олешко: Ну вот мы с вами и узнали о первой оптической игрушке.

<…>

10 декабря 2011