Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Мультстудия. Выпуск 93. Флипбук

Смотреть онлайн

Расшифровка

Александр Олешко: Сегодня в нашей программе: карандаш, блокнот и руки — что получится? Флипбуки. Машина времени существует. Отправляемся в прошлое вместе со старинными оптическими игрушками. Раз салфетка, два салфетка — сделали мультфильм-конфетку.

Итак, друзья, посмотрите, пожалуйста, внимательно на очень разные предметы: это коньки для фигурного катания, это скейтборд, это штифт с калькой, для того, чтобы можно было делать рисунки для мультфильма — все эти предметы объединяет слово «флип». В переводе с английского «флип» означает «переворот». Ну, в фигурном катании флип — это прыжок с поворотом, значит, в скейтбординге флип — это вид трюков, на котором скейтер вот так вот выполняет вращение скейта ногами, перебрасывает, прыгает с него. Это штифт с калькой, благодаря переворачиванию страничек, мультипликационные персонажи нарисованные оживают. Это действие называется «флиповать», то есть переворачивать. Но есть ещё одно понятие — флипбук, то есть «book» — книга, блокнот. Это одна из первых оптических игрушек, блокнотик с рисунками на краях страничек. Если их вот так вот быстро-быстро-быстро переворачивать, можно увидеть, как нарисованные всевозможные человечки, животные, фигурки оживают, двигаются, бегут вперёд.

Сегодня нам все тайны флипбука поведает наш замечательный гость — эксперт, аниматор, медиа-археолог — Фёдор Михайлов. Он уже в нашей студии, работает и ждёт встречи с вами.

Здравствуйте, Фёдор.

Фёдор Михайлов [аниматор]: Здравствуйте.

Александр Олешко: Итак. Я вижу, что у нас на столе практически целая коллекция. Расскажите, какая из них самая для вас дорогая или, быть может, по времени, или по значимости, и вообще, что это такое — флипбук? Откуда вся эта история?

Фёдор Михайлов: Ну, если честно, мне дороже всего сам принцип. Что если, скучая, от нечего делать рисуешь на полях тетради, а может быть даже и книги, человечков или какие-нибудь анимационные сцены, то они приходят в движение. Вот например, некоторые люди, вырастая, продолжают рисовать на полях книги. Пишут книги про анимацию и кино, а в углу прыгает человечек.

Александр Олешко: Слушайте, да, это получается такой дополнительный эффект, то есть книга-книгой, идёт содержание, а тут рядом ещё вот такая вот история: человек прыгает в воду.

Фёдор Михайлов: Да. Если говорить об истории, то в моей коллекции есть настоящие исторические флипбуки, некоторым из которых уже больше сотни лет.

Александр Олешко: Можно подержать хотя бы на ладошке?

Фёдор Михайлов: Пожалуйста, держите.

Александр Олешко: Спасибо. Как интересно. Можно заглянуть, какая там фигурка?

Фёдор Михайлов: Заглянуть, конечно, можно, но это мало интересно…

Александр Олешко: А то мало ли, я боюсь…

Фёдор Михайлов: …интересней, конечно же, его пролистать. И тогда вдруг выскочит чёртик из табакерки.

Александр Олешко: Так, ну давайте я тоже что-нибудь пролистаю. Давайте посмотрим. Скажите, чем отличаются вот эти вот флипбуки? Я понял, что есть отечественные, неотечественные, старые, современные. Вот этот, например, чем отличается?

Фёдор Михайлов: Ну, старые флипбуки, конечно, нужно было рисовать только руками. Потом можно было использовать фотографии, но это уже последнее слово техники. На самом деле, это даже не фотографии, а очень точная трёхмерная графика. Поэтому мы с вами сейчас пролетим над Парижем.

Александр Олешко: Ух ты. Давайте посмотрим. Оп — и оказываемся на вершине Эйфелевой башни. Скажите, вот что мы сегодня будем делать, в какой технике, как это всё будет происходить вообще?

Фёдор Михайлов: Мы сегодня воспользуемся тем, что флипбук может сделать каждый, и для этого нужны самые простые ингредиенты. Нам понадобится всего-навсего аккуратно нарезанная на одинаковые листочки бумага.

Александр Олешко: Жёсткие?

Фёдор Михайлов: Достаточно плотные, желательно.

Александр Олешко: Ага. Такой тоненький чертёжный картон получается, да?

Фёдор Михайлов: Да. Скреплять его можно по-разному: можно сверлить, можно связывать верёвкой, но мы будем использовать очень удобный зажим, который бывает самых разных форм, размеров и цветов. Нужно всего лишь застегнуть его, и наш флипбук фактически готов.

Александр Олешко: Фактически готов.

Фёдор Михайлов: Осталось только нарисовать что-нибудь, на что мы будем смотреть.

Александр Олешко: Но это самое сложное и кропотливое.

Фёдор Михайлов: Да.

Александр Олешко: Хорошо. Какая тема?

Фёдор Михайлов: Я хочу поразмышлять о жизни, о кругах жизни. Я буду начинать с очень простой формы, это будет яйцо. Что будет дальше, мы узнаем, я думаю, позже.

Александр Олешко: Интересно. Ну хорошо, давайте хотя бы какую-то первую стадию этой работы увидим, чтобы мы могли это зафиксировать.

Фёдор Михайлов: Начинается всё всегда с первого белого листа, самый сложный. Нам понадобится земля, потому что яйцу на чём-то нужно лежать, и сам первый рисунок. Потом будет проще, потому что дальше мы просто накладываем каждый следующий лист на предыдущий.

Александр Олешко: И сдвигаем, да?

Фёдор Михайлов: Да. Немножечко изменяем картинку, пользуясь тем, что едва-едва просвечивает тот лист, который под ним.

Александр Олешко: Меня ещё интересует, что это за коробка такая волшебная стоит на рабочем столе у вас?

Фёдор Михайлов: Здесь у меня старинный аппарат.

Александр Олешко: Так.

Фёдор Михайлов: Эта игрушка называется игрушечный синематограф.

Александр Олешко: Ой, она прямо настоящая, старинная?

Фёдор Михайлов: Настоящая игрушка, ей более ста лет.

Александр Олешко: С ума сойти.

Фёдор Михайлов: И это почти настоящее кино.

Александр Олешко: Это раритет прям такой.

Фёдор Михайлов: Да.

Александр Олешко: Так, и как это работает?

Фёдор Михайлов: Здесь у нас точно такие же кадры, как в флипбуках, только они прикреплены на гибкую ленту. Она вставляется внутрь корпуса. Для того, чтобы она не ходила туда-сюда, используется тяжёлый шарик. Теперь нам осталось только вставить специальную ручку.

Александр Олешко: Которая будет их как киноленту, я так понял, прокручивать, да?

Фёдор Михайлов: Да. Теперь если мы будем её вращать, если нас не подведёт старинный механизм, то всё будет работать чудесным образом. Попробуйте.

Александр Олешко: Разрешите, пожалуйста. Значит, я практически сейчас киномеханик, который прокручивает кинофильмы, только это ещё древнее, чем киномеханик. Значит, получается, что это предвестник настоящего кинопроектора, да?

Фёдор Михайлов: Это скорее детская версия кинематографа.

Александр Олешко: Ну а как это называется? Просто братья Люмьер придумали кинору. Это и есть кинора, получается?

Фёдор Михайлов: Это очень похожий аппарат, просто он гораздо проще, и его можно сделать из бумаги.

Александр Олешко: Если мы соединяем синематограф, который равномерно показывает кадры, и кинору, получается, собственно говоря, кинематограф — предвестник настоящего кино и всевозможных технических новинок. В общем, прямо сейчас тогда я предлагаю посмотреть сюжет об истории создании флипбуков и прочих современных уже технологий.

Диктор : Кто из нас не рисовал в уголке тетради свои собственные занимательные мультики? Оказывается, можно не только нарисовать мультфильм, но и потрогать. Да, именно так. Некоторые мультфильмы рисуют на бумаге и выглядят они как обычная книга или блокнот. Название у такого необычного мультфильма — флипбук.

Маша Страус [дизайнер, аниматор]: Флипбук — это книжка с картинками. Все в детстве рисовали на полях тетради, я думаю, и помнят, как это забавно и весело. Ты рисуешь на каждой страничке что-то, потом пролистываешь — и получается весёлая анимация.

Диктор : Первые флипбуки были рисованные. Далее с появлением чёрно-белой фотографии флипбуки стали делать фотографическими. Раскрашивали же их вручную. Для того чтобы флипбук быстро не пришёл в негодность от постоянного перелистывания, придумали так называемый филоскоп.

Маша Страус: Филоскоп — это усовершенствованная модель флипбука. Здесь нам не нужно перелистывать его руками. Для этого есть специальное приспособление.

Диктор : Более ста лет назад братья Люмьер подарили миру кино, а вместе с кино изобретатели продемонстрировали необычное устройство — кинору. Это аппарат, на котором можно просматривать видео через большую лупу. Сначала видео снималось на специальную камеру, потом обрабатывалось, и получался ролик с вашим собственным фильмом. Современные флипбуки внешне мало чем отличаются от старинных — тоже небольшая книжка с ожившей историей, вот только картинки в них не рисованные, а сделаны с помощью трёхмерной графики или даже видео.

Александр Туркин [креативный директор]: Ну сейчас в эру современных технологий рисовать уже необязательно, можно снять на видео и с помощью программы специальной всё это распечатать и получить видео-флипбук, видео-мультфильм, но на бумаге, в таком же блокнотике, только со своим видеоклипом.

Диктор : Чтобы сделать такой современный видео-флипбук, настоящим профессионалам достаточно всего полторы минуты. Главное всё делать чётко.

Александр Туркин : Для того, чтобы сделать флипбук — вот эту вот замечательную книжку, нам для начала нужно снять видеоролик с помощью видеокамеры и компьютера, на который снимается этот видеоролик. Снимается это всё всего семь секунд. Но за семь секунд — казалось бы, мало — можно сделать очень много.

<…>

Александр Олешко: Согласитесь, друзья, совершенно удивительные всё-таки аниматоры, ведь только они могут из обычных листков, альбомов, блокнотиков сделать мультипликационные шедевры. Между прочим, паспортная служба в Финляндии заказала российским аниматорам специальный паспорт своей страны, паспорт-флипмоб, то есть при перелистывании которого мы можем увидеть шагающего там лося. Вот такие вот креативные жители и заказывают в том числе. Ну, я бы сделал в своём паспорте шагающего зайца из любимого мультфильма «Ну, погоди!» Какой любимый персонаж отечественного мультфильма у гостя, который появится прямо сейчас в этой студии, мы узнаем через секунду. Встречайте, актёр Олег Масленников-Войтов у нас в гостях.

<…>

Александр Олешко: Работа за этим столиком продолжается. Итак, как тут наш флипбук?

Фёдор Михайлов: Как ни странно, достаточно хорошо. С яйцом уже успело произойти много приключений. Давайте посмотрим, что получилось.

Александр Олешко: Давайте. Ой, ой, ой, из него вылупился цыплёнок. Да ещё и уже успел вырасти и улететь.

Фёдор Михайлов: Не только улететь, но и оставить после себя ещё и одно яйцо.

Александр Олешко: А, и ещё одно яйцо. Слушайте, я даже не успел проследить этот момент.

Фёдор Михайлов: Флипбук мы пролистываем всего один раз. Поэтому я подумал, что в качестве источника вдохновения можно использовать старинный аппарат и сделать так, чтобы наша анимация повторялась бесконечно: курица превращалась в яйцо, яйцо — обратно в курицу. Для этого мне понадобилось воспользоваться картонной коробкой от старинного синематографа, сделать основу для колеса, вокруг которого я закреплю кадры. Вот уже несколько из них здесь закреплены. А дальше мне понадобится, как в прошлом устройстве, ручка, собственно, прямо сейчас я её сымпровизирую из бумаги. Остаётся только прикрепить кадры на колесо, вставить в коробку и созерцать бесконечные круги жизни.

Александр Олешко: А скажите, эта бумага должна быть плотной тоже, так же как и флипбук, или любая? Может, не знаю, там какие-нибудь салфетки подойдут?

Фёдор Михайлов: К сожалению, салфетки — слишком тонкие для этой задачи.

Александр Олешко: Обратите внимание: бумага должна быть всё-таки плотной. Но кстати говоря, если уж мы заговорили про салфетки, вот посмотрите. Если мы выберем самые разные по тематике, цвету, рисунку потрясающие салфетки, то из них можно сделать всевозможные аппликации и даже, обратите внимание, вот такой вот цветок. Это всё — бумажные прекрасные салфетки. Поэтому проявляйте себя творчески, делайте такие вот подарочные букеты, цветы, которые могут в любое время года порадовать вас, ваших близких и ваших друзей, и могу вам сказать, что ребята из детской студии анимации именно так и поступают. Они из всевозможных салфеток создают совершенно удивительные вещи. Прямо сейчас давайте посмотрим об этом сюжет.

<…>

Александр Олешко: Ну что же, теперь переходим к, собственно, я даже не знаю, старинному-тире-нестаринному вот этому аппарату, который нас возвращает в давние времена из дня сегодняшнего, из 21-го века. Но, правда, мы это сделали собственными руками. Может быть, я поучаствую?

Фёдор Михайлов: Конечно, нам осталось сделать последнее движение, фактически. У нас готов барабан с картинками, мы уже прямо сейчас можем смотреть кусочек анимации, но крутить в руках всё-таки не очень удобно. Поэтому мы помещаем его внутрь этого прекрасного корпуса. А теперь вам — самое ответственное задание, нужно установить ручку, попав ей в прорезь.

Александр Олешко: Так, устанавливаем ручку. Ну что?

Фёдор Михайлов: Всё готово.

Александр Олешко: Поехали. Ну что ж, практически на ваших глазах сейчас произошло путешествие из дня сегодняшнего в далёкое-далёкое прошлое и обратно, благодаря флипбуку и вам. Спасибо вам за то, что вы не просто творческий человек, но ещё и хранитель вот таких вот раритетных экспонатов. Таким образом, передающие эстафетную палочку от людей, которые это изобрели и сделали, однажды приобрели, и вот теперь эти вещи живут у вас и, я так понимаю, будут жить ещё и после вас. Приходите к нам почаще, мы будем вас очень рады видеть.

Фёдор Михайлов: Спасибо.

22 декабря 2013