Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

«Как из оптических игрушек возникли мультфильмы и кино»

лекция в ДК «Зил» в рамках Большого фестиваля мультфильмов

На лекции Фёдор Михайлов рассказал об оптических приборах, сделавших возможным возникновение анимации и кинематографа.

О камере обскуре как первом инструменте для получения изображения внешнего мира на плоскости, о том, как ею пользовались учёные и художники и как она изменила визуальное восприятие. О волшебном фонаре — первом проекционным устройстве, изобретённом учёным Гюйгенсом и популяризированном магом Кирхером. О калейдоскопе, создавшем новую экономическую модель распространения научных открытий — в форме игрушек. О несколько раз изобретённых разными людьми в разное время тауматропе и зоетропе — игрушках, демонстрирующих инертность зрительного восприятия и иллюзию движения. Об изобретениях Эмиля Рейно — праксиноскопе, проекционном праксиноскопе и оптическом театре, от которых ведётся история анимации.

Завершил лекцию рассказ о паракинематографических устройствах: киноре братьев Люмьер, игрушечном синематографе, волшебных движущихся картинках, теневом кино и подобных. Продолжившееся и после изобретение кино развитие докинматографических технологий подрывает идею линейной истории с кинематографом как её итогом. В качестве альтернативы предлагается нелинейный медиа-археологический подход, рассматривающий отдельные устройства и технологии в контекстах истории науки, экономики, социологии и других областей знаний.

Благодарности

Спасибо Большому фестивалю мультфильмов и лично Виктору Федосееву за предоставленную возможность. Спасибо слушателям за интересную дискуссию.

Событие провёл