Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Анимация из чёрных полос: мотограф, волшебные движущиеся картинки, сканимация, синематографика

Мотограф

У этой оптической игрушки очень много названий и воплощений: мотограф, волшебные движущиеся картинки, кинескоп, театр теней, сканимация, синематографика. Но все они устроены по схожему принципу.

Несколько картинок или фотографий, которые должны сменять друг друга, нарезаются на тонкие полоски и смешиваются в одно изображение. Поверх накладывается плёнка с чёрными полосами и прозрачными промежутками, соответствующими толщине нарезки изображений.

Когда плёнка с полосками двигается относительно изображения или наоборот, через прозрачные промежутки становится видна одна картинка за другой. Они чередуются, создавая эффект движения или превращения, смены изображения.

tr

Медленно двигайте полосатую плёнку влево-вправо. Буквы будут меняться, а кукла прыгать. Анимация куклы-марионетки взята с ленты к зоетропу девятнадцатого века.

Это изобретение напрямую вытекает из эффекта, открытого и исследованного Питером Марком Роже в 1825 году.

Открытие Питера Марка Роже

Наблюдая вращение колеса проезжающей мимо повозки через вертикальные промежутки между заборными досками, Роже заметил, что спицы колеса будто замирают и искажаются.

Если следить взглядом за центром колеса, то через щели забора спицы будут казаться выгнутыми и неподвижными. За низким забором половина колеса перестаёт вращаться, а половина над ним продолжает. Иллюзия сильней всего при средней скорости движения колеса.

Сделав необходимые математические расчёты, Питер Марк Роже установил, что такой эффект может быть обусловлен лишь тем, что каждое положение колеса, видимое через вертикальные прорези в отдельный момент времени, задерживается в нашем восприятии чуть дольше, чем находится перед глазами, сливаясь с каждым следующим. Таким образом, серия щелей — апертура — способна превращать движущееся в неподвижное.

Видимые через щели фрагменты колеса соединяются в нашем восприятии и сглаживаются за счёт быстрого движения. Создаётся видимость неподвижных математически правильных кривых.

В 1825 году Роже представил свои находки в выступлении перед Лондонским королевским научным обществом и опубликовал их в вестнике.

Это привлекло внимание учёных всего мира к двум эффектам, позже названым инертностью зрительного восприятия и стробоскопичесим эффектом. Из исследований первого появился, например, тауматроп. А из второго — фенакистископ, зоетроп и множество других оптических игрушек, а позже и кинематограф. Все они основаны на обратной способности апертуры превращать неподвижное в движущееся.

И только спустя семьдесят лет открытие Питера Марка Роже в самом непосредственном виде нашло своё воплощение в оптической игрушке, создавая иллюзию движения.

Мотограф. Книга движущихся картинок

В 1898 году в Лондоне под названием «Мотограф. Книга движущихся картинок» была выпущена книжка, использующая плёнку с горизонтальными чёрными полосами, чтобы оживлять гравюры.

Медленно двигайте плёнку и огонь и вода будут вспыхивать и переливаться. К сожалению, волшебство этой технологии очень трудно перенести на экран компьютера.

atr

Её секрет заключается в том, что движение полос плёнки относительно штрихов гравюры вызывает интерференцию и создаёт иллюзию движения. Разные направление, форма и плотность штрихов производят движение различных направлений, характера и скорости.

Современного зрителя трудно удивить столь простой анимацией. Но в начале века картинки, оживающие у вас в руках при помощи простой прозрачной плёнки, казались начтоящим чудом.

atr

Волшебные движущиеся картинки Александра Шпигеля

Всего несколько лет спустя, в 1905 году, американец Алекандр Шпигель сделал следующий шаг в развитии этого принципа. Он понял, что если в качестве изображения использовать несколько отдельных картинок, нарезанных на полоски, соответствующие по ширине щелям между чёрными полосами плёнки, то движение плёнки относительно картинки будет попеременно показывать по одному изображению, выхватывая его прозрачными промежутками и маскируя все остальные чёрными полосами.

В 1906 году Шпигель получил патент на своё изобретение и его тут же начало использовать издательство Ферсенталь и Ко для производства серии открыток под названием «Волшебные движущиеся картинки».

tr
tr

Медленно двигайте открытку, чтобы женщина танцевала. Отодвинув открытку в сторону, можно рассмотреть вкладыш, составленный при помощи фотомонтажа. Цифровая версия оригинальной открытки 1910-х годов из коллекции Анимоптикума.

Примерно в то же время, в 1900-1910-х годах, во Франции появились игрушки, основанные на том же принципе, называвшиеся «Кинескоп» или просто «Театр теней». Экран с чёрными полосами оформлялся под театральную сцену или киноэкран, а картинки наносились на рулон бумаги и прокручивались вручную или при момощи пружинного механизма, который иногда соединялся с музыкальной шкатулкой. Движение состояло из двух сменяющихся фаз.

В течение следующих десятилетий Александром Шпигелем и многими другими предлагалось множество различных изменений, улучшений и вариаций устройств на основе того же принципа.

Картинки из различных патентов Александра Шпигеля 1906-1914 годов.

Однако, за это время волшебные движущиеся картинки были крепко забыты. До тех пор, пока в 1975 году в США не переиздали книгу «Мотограф» уже под более понятным названием «Волшебные движущиеся картинки», позаимствованным у серии открыток Шпигеля. Так полосатый экран, по волшебству создающий движение, снова вернулся в массовое сознание.

Сканимация Руфуса Батлера Седера

В конце 90 годов, эти витающие в воздухе идеи подхватил американский независимый режиссёр Руфус Батлер Седер. Он исследовал различные оптические игрушки и иллюзии и в результате своих поисков набрёл на эффект полосатого экрана, запатентовав первое своё изобретение с его применением в 1999 году.

Свои творения он назвал «Сканимацией» по образцу популярной в 70-80 аналогового электронного анимационного устройства «Сканимейт».

Начал Руфус с изготовления открыток, в которых экран приводился в движение как по волшебству — по мере раскрывания открытки. Вскоре он понял, что, соединив вместе много таких открыток, можно получить чудесную книгу.

Так появился его бестселлер «Галлоп», а вслед за ним и другие подобные издания. Каждую книгу украшает грозная надпись о том, что технология запатентована. Однако, если разобраться, то окажется, что запатентовал Седер только механизм раскрывания открытки, который и лёг в основу книги. А сам принцип анимации, придуманный и запатентованый уже более ста лет назад, теперь может свободно использоваться каждым.

Синематографика Эркена Кагарова

В начале двухтясячных в России известный дизайнер Эркен Кагаров тоже экспериментировал с оптическими эффектами и набрёл на тот же принцип, назвав своё детище «Синематографика». Однако, в отличии от Седера, который не привнёс в него ничего нового, а лишь увеличил количество кадров, что предусматривал Шпигель ещё сто лет назад, Эркен Кагаров сделал ещё один небольшой шаг вперёд.

Будучи современным человеком, хорошо знакомым с видео и компьютерными технологиями, Эркен, должно быть, понял, что кадры анимации не обязательно должны быть совершенно разделёнными и отчётливыми, как кадры на киноплёнке. В своей книжке «Синематографика» он сузил полосы, составляющие отдельные кадры, и получил эффект более близкий к видео и телевидению, где при остановке кадра мы всегда будем видеть кусочек предыдущего и следующего одновременно.

В результате, Эркену Кагарову удалось добиться более плавного движения при более светлом изображении, так как просветы стали шире, а тёмные полосы уже.

tr

Медленно двигайте полосатую плёнку влево-вправо. Благодаря использованию видео-принципа, когда нет чётких отдельных кадров, анимаия состоит из большего количества фаз, а экран при этом остаётся достаточно светлым.

Возможно, это объясняет, почему в конце своей книги «Синематографика» Кагаров называет себя автором технологии. Хотя, как мы теперь хорошо знаем, изобретена она уже более ста лет назад.

Мораль истории

История мотографа, волшебных движущихся картинок, сканимации и синематографики поучительна не только в плане истории науки и техники, но и как ещё один повод переосмыслить главенствующее в наше время отношение к оригинальности, почитание её за безусловную ценность и необходимый элемент любой деятельности.

Действительно важные идеи появляются очень редко. Одна из них витала в воздухе в 17-18 веках, пока Питер Марк Роже уже в 19 веке не почувствовал её наиболее тонко и зафиксировал в своём исследовании. Спустя почти столетие эта идея воплотилась в мотограф и волшебные движущиеся картинки. А ещё через сто лет появилась Сканимация Руфуса Батлера Седера и Синематографика Эркена Кагарова, художественная, культурная и образовательная ценность которых не становится меньше от давности самой идеи.


В нашей коллекции есть пять оригинальных открыток первого десятилетия двадцатого века, произведённых по технологии Александра Шпигеля, репродукции книг «Мотограф» и «Волшебные движущиеся картинки», книги Руфуса Батлера Седера и Синематографика Эркена Кагарова.

На нашем мастер-классе мы учим всех желающих делать собственные волшебные движущиеся картинки и открытки по старинному образцу.