Медиа-археологический проект Фёдора Михайлова Анимоптикум Оптические игрушки, предыстория кино и анимации

Стереоскоп

Стереоскоп

Человек, как и многие другие животные, является счастливым обладателем двух глаз. Это позволяет ему не только видеть шире, но и глубже. Каждый глаз видит объекты под немного разным углом. Мозг анализирует эти две плоские картинки и воссоздаёт объём. Это называется стереоскопическим зрением.

В 1837 году англичанин Чарльз Уитстон изобрёл прибор для демонстрации иллюзии объёма — стереоскоп.
Установленные под углом зеркала позволяют каждому глазу видеть отдельную картинку. Два изображения по-разному повёрнутого объекта воспринимаются как одно объёмное.

Первоначально стереоскоп использовался в основном для демонстрации и изучения свойств стереоскопического зрения и не выходил за пределы научных кругов. Смотреть на объёмные кубики, лесенки и пирамидки было довольно скучно. Не так уж просто было нарисовать от руки пару точных изображений интересной вещи под разным углом. Всё изменилось с появлением дагеротипии и развитием фотографии.

В 1849 году английский физик, математик и астроном Дэвид Брюстер усовершенствовал стереоскоп, заменив зеркала линзами, а рисунки — фотографиями. Устройство стало компактнее, линзы сняли напряжение зрения, а объёмные фотографии было гораздо интересней разглядывать. К тому времени у Брюстера уже был опыт успешного вывода оптического устройства на массовый рынок — в 1817 году он изобрёл снискавший всемирную известность калейдоскоп. Поэтому всего через несколько лет стереоскопы и стереопары к ним наводнили Европу и Америку, и многие ошибочно считали Брюстера автором изобретения. С тех пор принцип стереоскопа пытались соединить с устройствами, в которых оживали картинки: стробоскопом, праксиноскопом и кинематографом.

Стереоочки и стереокино

Для просмотра трёхмерных фильмов используются стереоочки, которые так или иначе показывают каждому глазу отдельную картинку. Самые простые делают это при помощи красного и синего стёкол. Каждый кадр на экране состоит из красного и синего компонента, изображение на которых повёрнуто под немного разными углами. Через синее стекло виден красный компонент кадра и наоборот.

Стереокино было довольно популярно в 50-х годах. Зрителей завораживали объёмные движущиеся фигуры на экране. Но скора техническая новинка перестала удивлять сама по себе, в трёхмерном кино можно было увидеть все те же пейзажи, вещи и людей, которых мы видим во всём объёме и красках в реальном мире. Поэтому новый расцвет стереокино пришёлся на начало 20-го века, когда трёхмерные изображения научились создавать на компьютерах и зрители увидели в объёме сказочные миры и невероятных существ, которых прежде было невозможно вообразить.

Псевдоскоп

В захватывающих фильмах у супергероя часто бывает злой двойник. Суперспособности стереоскопа позволяют нам наблюдать за их борьбой в 3д. Оказывается, у самого стереоскопа тоже есть брат-близнец: псевдоскоп, которые всё делает наоборот. Отец обоих изобретений — Чарльз Уитстон.

Псевдоскоп состоит из нескольких зеркал под определёнными углами, которые будто меняют глаза зрителя местами — левый глаз видит объекты с правой стороны и наоборот. Там, где стереоскоп создаёт иллюзию выпуклости, в псевдоскопе видно углубление, а далёкое кажется близким.

Однако псевдоскопу не всегда удаётся нас обмануть. Например, человеческие лица никогда не воспринимаются вогнутыми, а луна не кажется ближе деревьев благодаря альтернативным механизмам восприятия пространства. Зато «Невозможный треугольник» Вячеслава Колейчука и другие оптические иллюзии, специально созданные для обмана пространственного восприятия, в псевдоскопе выглядят ещё более невозможными и убедительными. Может быть, это и не так увлекательно, как 3д-кино, но в сложном деле изучения человеческого зрения псевдоскоп помогает не меньше своего более известного брата.